Бестселлеры

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов»

В состоявшейся Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов» (далее – Конференция) приняли участие 157 человек из 32 регионов Российской Федерации.

В ходе Конференции обсуждались возможные подходы к государственной итоговой аттестации в условиях перехода на новый ФГОС, содержательный потенциал государственной итоговой аттестации по русскому языку с точки зрения оценки уровня сформированности компетенций выпускника и развития методики обучения, вопросы повышения качества филологического образования в школе и вузе и специфики работы учителя в поликультурной среде, а также другие актуальные проблемы преподавания русского языка в современных условиях.

В этой связи было отмечено, что основа экзамена за курс основной школы (ГИА-9) открывают широкие возможности для внедрения новых ФГОС, для педагогического творчества, создания разнообразных технологий обучения, учебных пособий. Участники Конференции отметили, что ГИА-9 – это не требования контроля, а требования времени, нашедшие отражение в экзамене.

Участниками Конференции отмечены несомненные достоинства нового ФГОС: заявленные системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, текстоцентричный и другие подходы должны способствовать реализации новых форм и методов обучения и развития методики русского языка как науки.

Однако участники Конференции выразили беспокойство и недоумение п. 18.3.1. Стандарта, где указано, что предметная область «Филология» включает такие учебные предметы, как «Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни); «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углубленный уровни), и п. 12. Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы, в котором сказано, что Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке, в том числе по учебному предмету «Русский язык и литература».

Участники Конференции указали на негативные последствия объединения предметов «Русский язык» и «Литература». В частности, было отмечено, что подобное объединение на уровне содержания приведёт к редукции обоих предметов, к дальнейшему снижение уровня владения русским языком и незнанием русской литературы молодым поколением России.

На уровне государственной итоговой аттестации участниками были указаны научно-методические основания невозможности слияния двух предметов (нарушение статуса каждой из дисциплин, редукция содержания предметов, снижение валидности теста как измерителя, возможность влияния на систему и проч.), организационные основания невозможности слияния двух предметов (увеличение времени проведения экзамена, шкалирование результатов и проч.), этические и политические основания невозможности слияния двух предметов (подготовка к экзамену по двум предметам ведёт к перегрузке экзаменуемых, вызовет психологический дискомфорт на экзамене, вызванный переключением с одного предмета на другой, нагрузка на преподавателя: оба предмета ведёт часто один учитель.) Особо участники конференции отметили политические аспекты проблемы: в случае соединения двух предметов на фоне обязательной сдачи иностранного языка, подрывается ментальность и национальное самосознание гражданина России.

    В связи с этим участники Конференции предлагают следующее.
  1. Обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой сохранить в предметной области «Филология» нового ФГОС статус самостоятельных учебных предметов: «Русский язык» и «Литература».
  2. Обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой придать примерным образовательным программам ФГОС по русскому языку статус инвариантных, что позволит обеспечить преемственность в содержании государственной итоговой аттестации при переходе на новые стандарты.
  3. Разграничить итоговую аттестацию (ЕГЭ) на базовом и углубленном уровне, ввести устную часть, что будет иметь значение для сохранения филологического образования в стране.
  4. Сохранить ГИА и ЕГЭ как формы проведения итоговой аттестации, не разрушать, а совершенствовать накопленный опыт, улучшать структуру экзамена по русскому языку, позволяющую осуществлять проверку компетентностей выпускников в свете новых образовательных стандартов.
  5. Обратиться в РОСОБРНАДЗОР с просьбой усовершенствовать нормативную правовую базу государственной итоговой аттестации в 11 классе и разработать нормативную правовую базу для организации и проведения государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе, которая создаст равные условия для обучающихся, обеспечит защиту прав ребенка, четко определит ответственность лиц, задействованных в процедурах организации итоговой аттестации во всех субъектах Российской Федерации.
  6. Рекомендовать председателям региональных и территориальных предметных комиссий активно формировать критериальную идентичность при оценке работ экзаменуемых.
  7. В целях качественного преподавания русского языка в основной и высшей школе, для повышения уровня профессионализма учителей и преподавателей вузов, для обеспечения преемственности между школьным и вузовским образованием, для обмена опытом, разъяснения современных подходов, предлагаемых ФГОС участники Конференции предлагают создать новое профессиональное сообщество учителей и преподавателей вузов.